Н. А. Киселева
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в городе Пскове — архитектурно-художественный шедевр XII века. По мнению известного искусствоведа Т. В. Шулаковой, среди тысяч памятников Псковской земли «совершенно исключительное место,грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи»
1. Мирожские фрески являются единственным сохранившимся домонгольским памятником на Руси, где выразительными изобразительными средствами подробнейшим образом раскрывается догмат о реальности воплощения Иисуса Христа, ипостасном соединении в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и его искупительной жертве. «Композиционное мастерство, смелый колорит, блестящее знание технологии, классическая ясность ансамбля — все это ставит мирожские фрески в число выдающихся памятников раннего русского средневековья, всего византийского мира середины XII столетия»
2. Искусствовед Е. Н. Морозкина, посвятившая много лет изучению псковских храмов, пишет: «Мирожские фрески — это целый мир. Он охватывает сразу, покоряет себе.
Крупность. Значительность. Соответствие основным архитектурным формам, гармония... Преобладает сине-золотистый тон. Синий — цвет неба, цвет фона. Желто-золотистые нимбы светятся повсюду, обдают сиянием синеву. Эти цвета слились в образе Христа, фигура которого повторяется многократно. Его одежды везде одинаковы: золотисто-желтый хитон и синий плащ — «дополнительные цвета», как их называют художники»
3. Изучению псковских фресок посвящены труды таких исследователей, как Н. Ф. Окулич-Казарина, В. В. Сарабьянова, Ю. П. Спегальского, В. В. Седова, Е. С. Семенова, М. Н. Соболева, О. Е. Этингофа, В. В. Филатов и др. Вместе с тем, как замечает Т. В. Шулакова, Псков почти не показывает свои первоклассные фрески и крайне мало дает о них информации.
В данной статье рассматриваются некоторые художественные особенности фона и колорита подкупольных и алтарных фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.
Начнем с самой высокой центральной части храма — купольного пространства, которое занимает величественная композиция «Вознесение» с изображением Иисуса Христа в окружении хоровода ангелов
Вознесение Христово. Центральная часть композиции. Фреска купола
Восемь ангелов, изображенных в динамичных позах с обращенными к Христу ликами и руками, прославляют вознесшегося на небеса Христа — Владыку мира и создают у зрителей торжественное, приподнятое настроение, отражающее величие и триумф Бога. Эта композиция «определяет главную богословскую направленность иконографического замысла всей декорации, утверждающую догмат об ипостасном соединении во Христе божественной и человеческой природы»4.
Согласно учению великого идеолога исихазма Григория Паламы, Иисус Христос есть Свет, «неизреченно сияющий». Светозарность Бога непостижима и несказанна, поскольку Бог непознаваем в своей сущности. И все же Бог выявляется благодатью — божественной энергией света, изливаемой Им в мир. Его учение есть просвещение людей. Как же можно простому человеку художественными средствами показать божественное непознаваемое? Как создать невозможное и при этом соблюсти строгий церковный канон? Гениальные мастера — создатели знаменитых мирожских фресок приблизились к решению этой верхсложной задачи. Доминирующее значение Иисуса Христа в «Вознесении» подчеркнуто пространственно, художественно и масштабно. Он расположен выше всех других образов, значительно превосходит по размеру остальные фигуры и располагается на выделяющемся фоне сияющего медальона славы. Притягивающая все взоры фигура Бога вписана в пять увеличивающихся концентрических окружностей, символизирующих небесные сферы, цвет которых последовательно меняется от темно-синего центра через светло-синий, лазурно-голубой и небесно-голубой к самому светлому белому краю.
В трех средних кольцах окружностей медальона славы разбросаны 21 золотистая восьмиконечная звездочка (за исключением одной семиконечной), которые подчеркивают славу и величие Бога, восседающего на радуге, символически изображенной в виде трех изогнутых синих линий. Линии радуги соединяют центр фона с крайним кольцом медальона славы, обведенным синим цветом и отделяющим сферу медальона с фигурой Христа от сферы ангелов на синем фоне.
Сочетание красок одеяний Христа с контрастными оттенками фона и расположение центрального образа в круге создает удивительное психологическое ощущение гармонии, равновесия и умиротворения. Следует отметить, что насыщенный сине-голубой ультрамариновый фон, положенный, согласно традиции, на подмалевок из темно-серой рефти, является доминирующим в колорите фресок Спасо-Преображенского собора. При этом «все цветовые вариации мирожской живописи являются результатом порой чрезвычайно сложного смешения красок, причем эти смеси оказываются строго регламентированными и неизменными для всего объема декорации, хотя и поражают богатством и разнообразием. Между тем драгоценное звучание мирожского колорита достигается весьма ограниченным составом пигментов. Так, исследования показали наличие всего девяти исходных красок. В мирожских фресках использованы два варианта синей краски — лазурит и смесь сажи с белилами (так называемая рефть), два варианта зеленой — малахит и глауконит (зеленая земля), киноварь, красная, коричневая и желтая охры, а также известковые белила. Итак, вся изысканно организованная богатейшая палитра этого ансамбля является результатом сложных смесевых красок»
Однако следует иметь в виду, что за семь с лишним столетий с даты создания собора краски мирожских фресок неизбежно изменились. Это связано с различными факторами: физико-химическими, микробиологическими, гидрологическими (затопление собора водами реки Великой), антропогенными (закрашивание фресок слоями штукатурки, поновления росписей и реставрационные работы) и т. д. Так, сегодня нашему взору предстоит довольно сдержанный колорит фресок с преобладанием холодных тонов. По мнению исследователей (В. В. Филатов, В. Н. Лазарев, В. В Сарабьянов и др.) раньше краски были более свежими, яркими, интенсивными, насыщенными. «Особенно это относится к синему цвету фонов. В подавляющем большинстве случаев лазурь сходит вместе с удаляемой реставраторами записью, и тогда фон принимает темно-индиговый оттенок. Обычно изменяются от времени и некогда ярко-красные и розовые тона, приобретающие коричневый и серый оттенки». Тем не менее на сегодняшний день фрески Мирожского монастыря являются наиболее хорошо сохранившимися на Руси росписями XII в. (не менее 87 % первоначальной росписи по данным Псковского государственного музея-заповедника7), хотя некоторые фрагменты являются частично утраченными, особенно в нижней части стен храма, периодически затапливаемых талой водой. Третий сверху ряд купольных изображений ниже Иисуса Христа и ангелов включает 16 образов, среди которых можно увидеть Богоматерь, Иоанна Предтечу, двух Архангелов и 12 апостолов. Фигуры разделены между собой стилизованными деревьями и размещены на одной линии на ультрамариновом фоне, который ниже колен персонажей переходит в изумрудно-зеленый фон.
Систематически повторяющееся в разных композициях мирожских фресок колористическое сочетание ультрамарина, изумрудно-малахитовых оттенков зеленого и золотистой охры создают потрясающий по гармонии и красоте эффект, завораживающий зрителя. Стволы деревьев выполнены также зеленой краской и обведены по контуру белилами или светлой охрой. Чередующиеся пяти- и семи-конечные кроны деревьев расположены чуть выше голов персонажей и закрашены темно-малахитовым цветом, на фоне которого прорисованы мелкие густые светлые веточки и листочки. Кроны деревьев отграничены от голубого фона темной контрастной обводкой. Для синего фона фресок мирожские мастера использовали краску на основе дорогого привозного пигмента лазурита, а также смеси известковых белил и черной сажи под названием рефть. Зеленая краска, так же активно применяемая для написания одежд, поземов, растений и горок, создана из двух минеральных пород — в основном, из изумрудного малахита и в меньшей степени из оливкового глауконита. Четвертый ярус изображений состоит из расположенных попарно фигур 16 пророков, традиционно размещенных в простенках 8 окон барабана. Фигуры четвертого яруса, так же как и фигуры третьего яруса, располагаются на двухцветном фоне — на небесном сине-голубом сверху (от головы до колен персонажей) и на зеленом фоне позема внизу. Четвертый ярус отделен от третьего сплошной линией цвета охры, такой же линией обведены границы окон. Нижняя часть четвертого яруса отделена от пятого яруса тремя широкими линиями серого, зеленого и охристого цвета. В основной части собора горизонтальные пояса фресок разграничены охристой или красновато-коричневой полосой с белой обводкой по краям. Такие же полосы обрамляют композиции на парусах и склонах сводов.
Во фресковом ансамбле Спасо-Преображенского собора можно увидеть изображения всех двадцати пророков из Ветхого Завета, из них 16 пророков — в барабане и 4 пророка — в западной части подпружных арок на таком же двухцветном зелено-голубом фоне.
Своды окон барабана украшены широким цветочным орнаментом из зеленых извилистых растительных стеблей и трехлепестковых сине-красноватых цветков на светло-желтом фоне, отделенном тонкими линиями зеленого и белого цвета и более широкой охристой линией. Витиеватые узоры орнамента создают нежную, воздушную кружевную роспись, связывающую в единый неразрывный круг всех пророков, так что окна совсем не мешают созданию ощущения цельности и единства всей композиции.
Подкупольное пространство собора переходит в стены через четыре паруса, в которых, согласно традиции, располагаются фигуры евангелистов Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Четыре евангелиста являются символом четырех столпов, четырех прочных оснований, на которых базируется Церковь Православная, питаемая и поддерживаемая проповедниками учения Христа. История Евангелия, как раскрытая книга, подробно представлена художественными средствами во фресках Мирожского монастыря. И здесь на парусах мы можем наблюдать изменение содержания и, соответственно, колорита фона фресок: на заднем плане композиций с евангелистами появляются декоративные элементы в виде изображения фрагментов архитектуры, мебели и некоторых атрибутов для письменной работы евангелистов в палатах. Стаффажные объекты выполнены в светлых разбеленных охристых и салатовых тонах с коричневой прорисовкой мелких деталей.
Центральное место подпружных арок между фигурами евангелистов занимают изображения «Нерукотворного образа» — одного из самых чтимых святынь восточной церкви — Мандилиона (Спаса на убрусе) и Керамидиона (Спаса на чрепии), а также поясные фигуры родителей Богоматери Иоакима и Анны. И здесь вновь при созерцании образа Христа мы встречаемся с художественным изображением божественного сияния в виде золотистых четырехконечных звездочек на убрусе и плавных двойных волнистых излучений на сложносоставном светло-розовом фоне чрепия. Важнейшей сакральной зоной храма является алтарь. Фрески алтаря, так же как и фрески основной части Спасо-Преображенского собора (не считая купола и барабана), размещены в виде шести горизонтальных поясов, или ярусов, отделенных друг от друга линиями цвета охры или широкими салатовыми полосами, окаймленными узкими охристыми контурами.
Центральная апсида. (Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., Северный Паломник, 2015. С. 17)
Главным образом центральной апсиды является Деисус, расположенный в конхе алтаря. По мнению М. Н. Соболевой, «размещение этой композиции в алтарной конхе христианского храма относится вообще к числу явлений редких. Что касается древнерусской живописи, то, за исключением мирожской живописи, она не встречается больше ни в одном из сохранившихся памятников». Иисус Христос восседает на мощном золотистом престоле, расписанном узорами, в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, склоняющимися к нему в почтительном молении. Престол, накрытый белым литургическим платом, символизирует страстной акцент. «Это деталь, отнюдь не уникальная, но в данном случае чрезвычайно характерная, призвана уподобить сам престол алтарю, а Христа — жертвенному Агнцу… Таким образом, Спаситель предстает здесь не только как грядущий Судья, но и как Страстотерпец, принесший Себя в жертву за человечество».
Сама композиция написана на лазурно-синем фоне, переходящем внизу в изумрудно-зеленый позем. Над фигурой Христа располагается медальон с Этимасией (Престолом Уготованным), олицетворяющим собой неделимую Троицу, которой приносится евхаристическая жертва. В своде вимы центральной апсиды алтаря возвышается одна из главных композиций собора — Преображение Господне, являющаяся лейтмотивом всей храмовой росписи и давшая название самому храму. Художественное изображение композиции Преображения перекликается с композицией купольного Вознесения. И там, и здесь Иисус Христос предстает на выделяющемся фоне сияющего медальона славы в виде окружностей (только в композиции Вознесения мы насчитали 5 окружностей, а в Преображении — 6–7). Их оттенки постепенно меняются от темно-синего центра к самому светлому белому краю, что символизирует сияние Славы Господней. В композиции Преображения усиливают это впечатление семь лучей, состоящих из трех белых линий, расходящихся в стороны от центра фигуры Христа и выступающих за границы круга. Сияние Преображенного Христа особенно ярко воспринимается при рассматривании его фигуры, облаченной в белые одежды, в лучах медальона славы, помещенного на контрастный темно-синий фон. С двух сторон склонились к Христу изумленные апостолы, стоящие на зеленоватых пригорках, освещенных сиянием.
Этот божественный свет был показан Иисусом Христом своим ученикам на горе Фавор: «...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Под влиянием исихазма свет в православии приобрел особый смысл: фаворский свет Преображения не был чувственным и тварным, а озаренные им апостолы сподобились нетелесного восприятия «паче-естественного света». Энергии Божии всколыхнули землю, и резче обозначились контуры горок, «...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И пали ошеломленные апостолы, прикрывая ладонями глаза. Фигура Христа источает непостижимый свет, который несёт в мир благодать и духовное просвещение. Лучи его обозначены светлыми линиями, радиально расходящимися от непостижимого Источника».
Верхняя часть центральной апсиды с Преображением Христа отделена от средней и нижней частей растительным орнаментом, расположенным на щеке подпружной арки. Средняя композиция представляет собой изображение Евхаристии, или Причащение апостолов, а два нижних яруса, которые менее всего сохранились, традиционно занимает святительский чин и служащие дьяконы. Особенностью композиции Евхаристии является двукратное изображение Христа, причащающего хлебом и вином апостолов Петра и Павла, за которыми в склоненных позах располагаются и другие апостолы. При этом Иисус изображен стоящим за частично закрывающим его алтарем в виде мраморированных плит с двусторонне симметричными по вертикали и по горизонтали беловато-зеленовато-синими разводами разных оттенков и с большим крестом посередине.
Символизирующие храмовый престол мраморные плиты отделены от сине-зеленого фона тремя линиями — узкой зеленой, более широкой белой, а также широкой почти черной линией у правой плиты и темно-коричневой линией с черной обводкой по краю у левой плиты. Симметричное расположение композиции и обращенность всех действующих лиц (двух прислуживающих ангелов и двенадцати апостолов) к фигуре Иисуса Христа позволяет сконцентрировать взгляд зрителя на основной сути священного таинства Евхаристии.
«Сцены, изображенные на стенах храма, являются не только объектами рассмотрения и размышления, но и своего рода комментариями к священнодействию, происходящему во время службы… Персонажи сцен выступают и в роли очевидцев чуда, и одновременно в качестве свидетелей «вочеловечевания» Христа, его прихода к людям и пребывания с ними… Совершаемое им есть, прежде всего, таинство, и о нем свидетельствуют не только взгляды и многократно повторенные указующие жесты участников евангельских событий, но и исходящий из глубины красочного слоя не яркий, но пронизывающий все изображения свет, переливающийся оттенками лазурно-голубого, золотисто-желтого и чистого белого цвета. Это сияние, как воздух наполняющее пространство собора, объединяет все изображения в единую сцену, которая представляет мистерию явления божественной славы Христа. Так утверждается мысль о том, что евангельская история существует вне времени, являясь мистической реальностью церковной жизни». Таким образом, художественными особенностями фона фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря являются:
– гармоничная согласованность архитектурных и художественных решений средневековых мастеров;
– высокий иконографический и художественный уровень монументальной живописи;
– технологическое, техническое, композиционное и стилистическое единство росписи фресок;
– многоярусное фризовое построение композиции, последовательный переход сцен, раскрывающих подробную историю Евангелия;
– небольшое количество исходных красящих пигментов, сложным смешением которых достигается поразительное богатство живописной палитры мирожских фресок;
– доминирующим колоритом фона являются строго регламентированные вариации холодных сине-зеленых оттенков на основе лазурита, подчеркивающие главные образы композиции с яркими золотисто-желтыми нимбами;
– в палитре мирожских фресок используется только одна краска природного теплого тона — желтая охра, придающая особенное сияние фигурам, изображенным на контрастном фоне холодных оттенков;
– божественное сияние образа Иисуса Христа в отличие от других образов подчеркнуто ярко выделяющимся фоном (медальона славы, плата, чрепия, мраморированного престола) и усилено светящимися лучами и звездами;
– в соотношении фигура — фон отмечается четкая прорисовка фигур, их отделенность от фона обводкой контрастного цвета;
– мягкие переходы оттенков фона, не отвлекающие внимания от центральных фигур;
– стаффажные элементы наполнены христианской символикой и включают украшенные узором детали архитектуры, мраморированные сегменты, стилизованные объекты флоры и фауны;
– проемы окон и арок храма украшены изящным лаконичным растительным орнаментом.
Примечания
1. Шулакова Т. В. Фрески — чудо и слава Пскова // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2012. С. 145–150.
2. Лагунин И. И. «И бысть тишина в рустеи земли...»: К вопросу о датировке Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // Древний Псков. История. Искусство. Археология: Новые исследования: [Сб. статей]. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 66–98.
3. Морозкина Е. Н. Псковская земля. М.: Маросейка, 2009. С. 74.
4. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный Паломник,
2010. С. 36.
5. Там же. С. 270.
6. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М., 1973. 456 с.
7. [Электронный ресурс]: URL: http://museum.pskov.ru/virtual/museum/mirojsk
8. Сарабьянов В. Д. Указ. соч. С. 37–38.
9. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова // Соболева М. Н. Стенопись Спасо-
Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. М., Наука, 1968. С. 16.
10. Сарабьянов В. Д. Указ. соч. С. 59.
11. Мф. XVII,1–3.
12. [Электронный ресурс]: URL: http://mindraw.web.ru/bibl_icon3.htm Источник: Диск «Святые Лики».
Иеромонах Тихонъ (Козушин). Предисловие к странице: Михаил Гусев.
13. [Электронный ресурс]: URL: http://www.archmuseum.ru/?p=1705 Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове.