Согласно протоколу за №41 заседания президиума Псковского губернского исполнительного комитета от 28 мая 1924 года, на заседании было принято постановление о закрытии Мирожского монастыря и Стефановской церкви:
"Ввиду фактической передачи Мирожского монастыря экскурсионной станции и закрепления его за Губоно (постановление от 6.02.1922.), считать таковой закрытым ... Стефановскую церковь как являющуюся частью закрытого Мирожского монастыря и как безприходную при отсутствии заявлений граждан о желании пользоваться - закрыть".
Все монастырское имущество было изъято и помещено в Псковский музей-заповедник, включая церковные святыни - икону Божией Матери "Мирожскую" и чашу архиепископа Нифонта.
В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с Областной Администрацией приняли соглашение по вопросу передачи Псковской Епархии храма первомученика архидиакона Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля.Возрождение обители началось в 1994 году. Благодаря поддержке и усилиям Владыки Псковского и Великолукского Евсевия двери монастыря открылись не только для туристов и реставраторов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников.
В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из
Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII – нач. XX
вв.), настоятельского корпуса (XVI-XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.),
братского корпуса (кон. XVIII – XIX вв.), братских келий (XVII-XIX вв.),
монастырской ограды (1799–1805 годы) и здания бани (нач. XIX в.).
После семидесятилетнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь, зазвучала молитва.
Первыми насельниками возрождающейся обители стали монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.
После долгих лет отсутствия богослужений в Спасо-Преображенском соборе на престольный праздник Преображения Господня 19 августа 2010 года, в приезд Святейшего Патриарха Кирилла на Псковскую землю, состоялась первая Божественная литургия.
19 августа 2019 года в престольный праздник Преображения Господня Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе возглавил правящий архиерей митрополит Псковский и Порховский Тихон.
В настоящее время ежедневные богослужения совершаются в храме первомученика архидиакона Стефана, а монастырская жизнь течет своим чередом.
Пасхальное богослужение. Пасха 2020.
Служба в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - 28 июня 2020 года - Собор Псковских святых.
Собор Псковских святых насчитывает 90 угодников Божиих, из них трое - святые Спасо-Преображенского Мирожского монастыря: прп. Авраамий, свщмч.Василий и свт. Нифонт.
Храм Рождества Христова в Красиковщине.
Настоятелем храма Рождества Хритова является и.о. Наместника Мирожского монастыря иеромнах Серафим (Козулин).
В деревне Красиковщина Псковского района, Псковской области, расположеной в 46 км к северу от г. Пскова и в 17 км к юго-востоку от села Серёдка, в нижнем течении реки Торошинка находится подворье Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря г. Пскова.
В XIX — начале XX века деревня относилась к Бельскому погосту Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии, но, в настоящее время, территориальные преобразования в сфере организации местного самоуправления, объединили несколько деревень с одним общим названием Красиковщина, а храмы Бельского погоста оказались на территории вновь образованного административного поселения.
Архивная справка:
Гдо́вский уе́зд — административно-территориальная единица в Санкт-Петербургской губернии Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1727—1927 годах. Уездный город — Гдов.
Гдовский уезд. Бельский погост. Церковь Рождества Христова каменная, построена в 1880 году на пожертвования прихожан, благотворителей и на церковные средства принадлежала к Санкт-Петербургской епархии с 1727 по 1927 годы.
Церковь Рождества Христова в Бельском погосте из "Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 10 (1885)"
Бельский погост находится в 250 верстах от Петербурга и в 100 от Гдова, при речке Белянке, в гористой местности. Прежняя здешняя церковь была деревянная и стояла дальше к северу. Нынешний старый каменный храм однопрестольный – во имя Рождества Христова. Антиминс его освящен митр. Серафимом 1824 г. сентября 1.
Храм построен в 1806 году. Иконостас его возобновлен в 1847 году иконописцем, псковским мещанином Михаилом Венедиктовым Бочаровым.
Из колоколов замечателен второй, со следующею надписью: «При державе Царя, Государя и Вел. Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Божиею милостью, молитвами всех святых, вылит сей колокол на Белое ко храму Рождества Христова, на Благовещение Богородицы».
На большом колоколе изображены Николай Чудотворец и икона Тихвинской Божией Матери. В 1860 г. церковь покрыта железом и окрашена медянкою.
В церкви хранятся, в отрывках, старинные документы, напр. царские указы со времен Алексея Михайловича, план и межевые книги, составленные в 1786 году, метрические книги с 1814 года.
Новый каменный храм начат в 1870 году и окончен в 1880 году. Он построен во имя Рождества Христова, с приделами Успения и Александра Невского, по плану архитектора Дмитрия Афанасиевича Лебедева, на сумму предположенную в 13,684 р.; ныне уже истрачена 21 тыс. Боковые алтари занимают западную часть церковного здания и стоят ниже главного алтаря.
Ограда сделана из булыжника и извести.
По штату 1774 года причта положено: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня; с 1844 года пономарь один. С 1871 г. причт состоит из настоятеля, помощника и двух псаломщиков. Из прежних священников известны: Панкратий Машнев, Яков Андриев, Онисим Панкратьев († 1827), Михаил Модолицкий († 1831); Иоанн Рябинин († 1849); Иоанн Антипов Орлов, Василий Иоаннов Знаменский, служащий ныне.
Второй священник Иоанн Димитриев Судаков служит с 1880 года.
Прежде причт пользовался доходами, а, вместо руги, получал по 15 коп. с каждой тягловой души.
С 1843 г. Бельский погост сперва причислен был к 1-му классу и причт получал жалованье 810 р. Ныне настоятель получает 235 р. 20 коп. Помощник его 166 р. 60 к. Псаломщики по 68 руб. 60 коп. Дохода получается до 700 р.
Церковная земля состоит из трех участков. В 1-м 39 дес. 205 кв. саж.; во 2-м 8 дес. 148 кв. саж.; в 3-м 2 дес. 1,048 кв. саж.
Земля расположена между крестьянскими наделами, что дает повод к постоянным неприятностям.
Настоятель живет в каменном доме, устроенном из материала, оставшегося от построения церкви; у Судакова дом деревянный, купленный от предшественника его Альбова за 350 руб.; у псаломщика Покровского дом собственный; другой псаломщик живет в доме, купленном попечительством за 100 руб. у бывшей просвирни Марии Бельской.
Соседние приходы: Мельницкий, Моложаньский, Тольбицкий (Псков. губ.) и – Крыпецкого монастыря Псковской епархии.
Приход разделен на два участка.
Из деревень первого участка самые значительные: Борисовшина, Заходцы, Поддубье, Черемша, Шушпаково, Троицкая Гора, Нижнее и Верхнее Сухое, Голдино, Заручевъе, Купровшина, Трепли и Краткова. Остальные деревни: Сверчиха, Кузнецово, Уголки, Ганькино, Каменка, Карнаухово, Забелье, Голубино, Красиковшина, Поступаново, Насырева, Подклинье, Фомкино, Петряшино и Крутик.
Из деревень второго участка самые большие: Малишево, Ряднево, Три Зазерья и Юхново.
Самые малые: Речкова, Пагарелка, Подосиновка, Площины. Остальные деревни: Задворье, Червище, Немеги, Борки, Залужье, Чухновая гора, Залединье, Заболотъе, Жидково, Евсейнова, Забродье, Малишева, Ровницы, Ширяево, Подсосна, Бускова, Легинино, Гверздонъ, Наумовшииа, Смержака, Гористицы, Колядуха, Лесково, Паншина, Китины, Конечек, Клюка и Замошье. Всех прихожан м. п. 2,820, ж. 2,693.
Жители разводят лен, делают деревянную посуду, плетут корзины, пилят лес, делают кирпичи и глиняную посуду и т. п.
Грамотных до 100 человек.
Земская школа находится при церкви. Учащихся в ней до 80 человек. Закону Божию учит священник Знаменский.
Свадебные обряды составляют: сватовство, дымничество, глядины, девичник, свадьба и кланенный стол.
Дымничество это тот момент, когда отец невесты приезжает смотреть хозяйство жениха. Это бывает утром, когда топят печи и из труб идет “дым“. При дымничестве иногда показывают предметы, взятые на время у соседа.
Во время „глядин“, жених и сваты, посмотрев невесту и поговорив с ее родителями, выходят в сени на совещанье. Если невеста не понравилась, то, не входя в избу и не простившись, они уезжают. Если понравилась, то снова входят в избу, молятся опять и начинают переговоры, а невеста, в причитаниях, оплакивает свое девичество, сидя за перегородкой или занавеской. Благословив молодых в сенях, входят в избу и севши за стол, начинают «пропивать» невесту.
«Кланяной стол” бывает на другой день после венца. Гостей, сидящих за столом, невеста дарит и кланяется им в ноги. Чрез несколько дней после «кланяного стола» бывают «переводины», когда отец и мать жениха, в сопровождении молодых, едут в гости в дом невесты.
Кроме кладбища при церкви, есть еще кладбища в Заходцах, Зазерье, Лескове, Колядухе, Клюке и Борках. По преданию это остатки литовского нашествия.
Часовни есть в Сверчихе и Борках. В последней есть каменный крест. Часовня в Сверчихе посвящена Николаю Чудотворцу; близ погоста есть два каменных креста.
Попечительство существует с 1871 года. Справка составлена 1882-84 гг.