Святитель Нифонт
Из "Псковский Спасо-Преображенский мужеский третьеклассный монастырь. историко-Статистический Озор 1156 -1868 г." Составил Н.Н.Василев.
"Примечания: В Воскресенской летописи преподобный Нифонт именуется славным именем поборника всей русской земли. В Новгороде построил он церковь Богоматери; окрасил Софийский собор и покрыл его оловом. Нифонт писал жития некоторых Киево-Печерских святых и, по мнению Татищева, продолжал Несторову летопись после Сильвестра, с 1116 до 1157 г. В записках Герберштейна о России напечатан латинский перевод ответов Нифонта на многие казуистические вопросы, предложенные ему неким Кириком, а в Московской Патриаршей библиотеке прихаратейном списке книги XIII века находится и славянский подлинник сих ответов под заглавием: Впрашивание Кириково еже вопроша Епископа Нивгородского Нифонта и других".
О детстве и юности святого Нифонта сведений практические не сохранилось. Родился он в последней четверти XI столетия в городе Киеве или его ближайших окрестностях, при крещении младенца назвали Никитой. В юных годах принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, где игуменом в то время был добродетельный старец Тимофей.
Будущий святитель, благодаря своей высокой подвижнической жизни, стал известен далеко за пределами Печерского монастыря. Так, когда в 1130 году престарелый Иоанн, епископ Новгородский, оставил свою кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, русские святители и князья единогласно положили избрать на Софийский престол блаженного Нифонта, «мужа свята и зело боящася Бога».
Управлять новгородской паствой было очень нелегко: именитые горожане пользовались дурной славой за свой вольнолюбивый и буйный нрав и во время двадцатишестилетнего архипастырского служения Нифонта они до 10 раз переменяли у себя князей. В 1134 году, после неудачного военного похода новгородского князя Всеволода, в Новгороде поднялся мятеж, и митрополит Киевский Михаил II, чтобы привести в чувство враждующие стороны, был вынужден наложить церковное запрещение на весь город. По свидетельству летописи, «новгородцы с князем их Всеволодом опечалишася зело», и святитель Нифонт отправил в Киев игумена Исаию к митрополиту с челобитьем, смиренно моля его даровать прощение и благословение преступному Новгороду. Тогда Михаил, уважая ходатайство Нифонта, сам прибыл в Новгород, чтобы лучше вразумить строптивый народ своим личным присутствием.
В 1135 году новгородскому святителю удалось предотвратить крупное кровопролитное столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. И в последующее времена Нифонт всегда заботился о водворении мира и согласия в Русской земле.
Святитель Нифонт твердо держался канонических правил, не боясь отстаивать свои принципы и перед державными князьями. В 1136 году, когда по изгнании князя Всеволода в Новгороде стал править черниговский князь Святослав Олегович, он без колебаний отказался благословить его брак, который имел слишком близкую степень родства. В результате Святослав был вынужден венчаться в своей домой церкви у пришедшего вместе с ним черниговского священника. Но и после этого ревностный архипастырь неоднократно обличал князя за нарушение церковной заповеди. (Следует отметить, что князь Святослав не удержался в Новгороде: с небольшим перерывом он правил там не более 3 лет, в 1138 году своенравные новгородцы изгнали черниговского князя, а жену его заточили в Варваринский монастырь).
В другой раз новгородский епископ вступил в открытую оппозицию к великому князю Изяславу II, когда тот, узнав о смерти Михаила II, в 1147 году созвал церковный собор, чтобы самостоятельно, не сообщаясь с Константинопольским патриархатом, поставить нового киевского митрополита. В летописях не сказано, что именно побудило князя решиться на это. Может быть, причиной было тогдашнее неустройство в самой Греческой церкви, которая в это время тоже оставалась без патриарха; или этого требовала польза и честь Русского государства, потому что путешествие в Грецию было связано с большими затруднениями и издержками. Изяслав мог руководствоваться также и личным нерасположением к грекам, которые самовольно покидали свою паству: последний киевский митрополит, грек по происхождению, скорбя о непрекращающихся княжеских междоусобицах, удалился в Константинополь, где и скончался. Выбор великого князя пал на простого русского инока-затворника Клима Смолятича, известного своей подвижнической жизнью и большой богословской образованностью — летописи называли его «философом». Вместо благословения Константинопольского патриарха епископ Черниговский Онуфрий, возглавлявший этот собор, предложил посвятить Клима главою святителя Климента, папы Римского (мощи святого принес из Херсонеса равноапостольный князь Владимир, получив их в дар от херсонского епископа), что и было принято князем и некоторыми из епископов.
Но святитель Нифонт, предвидя, что тогдашние бедствия России могут еще увеличиться и ввиду расторжения духовного мира и единения церквей, категорически воспротивился нарушению установившейся традиции, утверждая, что избрание митрополита без патриаршего благословения несогласно с православным преданием святой восточной церкви.
Нифонт никак не соглашался признать законным рукоположение Клима и не хотел с ним служить в Софийском храме. «Ты недостойно поставлен, — говорил он, — и не благословлен от великого Собора, и не твердо твое посвящение, ибо ты не возносишь на литургии имени патриаршего». Удалившись в Новгород, Нифонт не переставал воссылать свои обличения, и «тако вражда бысть многа», как свидетельствует летописец. В конце концов в 1149 году великий князь вызвал Нифонта в Киев с намерением примирить иерархов. Однако поскольку Нифонт бескомпромиссно отстаивал свою позицию, называя Клима не «пастырем», а «волком», Изяслав не отпустил его домой, но отправил в заточение в Киево-Печерский монастырь. Освободил святителя князь Георгий Долгорукий, который в 1150 году победил Изяслава и стал сам княжить в Киеве.
Новгородцы с большой честью приняли своего любимого пастыря и смотрели на него теперь как на исповедника истины. Патриарх Николай IV Музалон высоко оценил твердую принципиальность Нифонта и послал к нему похвальную грамоту, где сравнивал его с первыми святыми отцами, пострадавшими за православие. Тогда же он почтил его архиепископским саном. Между тем князь Изяслав сумел добиться возвращения великокняжеского престола, и поставленный по его воле Клим продолжал управлять митрополией в условиях церковного раскола. Только в 1154 году, после смерти великого князя, Клим Смолятич был вынужден окончательно оставить Киевскую кафедру.
Основываясь на том, как настойчиво защищал Нифонт права цареградского патриарха на русскую церковь, как старательно проводил греческое влияние на Русь и как отчетливо знал почти все установления и обычаи греческой церкви, некоторые ученые выдвигают версию о его греческом происхождении, что, впрочем, маловероятно и бездоказательно.
Святитель Никон прославился еще и как усердный церковный строитель. По его почину был отреставрирован главный городской собор Святой Софии, создано в самом Новгороде и его пределах множество других церквей. Заложенная при нем древняя новгородская церковь во имя Успения Божьей Матери существует и доныне. В 1156 г, незадолго до своей кончины, он построил в городе Пскове благолепную церковь Преображения Господня и при ней учредил Спасо-Мирожский общежительный мужской монастырь.
Святитель Нифонт поддерживал духовную дружбу с преподобным Антонием Римлянином и часто посещал его обитель. В 1131 году он рукоположил его в священники и поставил игуменом над братией, а в 1147 году, когда преподобный отошел ко Господу, святитель Нифонт сам, при сослужении всего священного собора, совершил погребение честного тела угодника Божия и положил его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Преставился святитель 8 апреля в 1156 году на месте своего пострижения, в Киево-Печерском монастыре, где остановился, намереваясь встретить пребывавшего из Царьграда законного митрополита Константина. Но утружденному годами старцу уже не суждено было дойти до Киева. Он увидел в тонком сне явившегося ему преподобного Феодосия, который сказал: «В добрый час пришел ты к нам, брат и сын мой Нифонт, отныне ты будешь с нами неразлучен». В руках у преподобного был свиток со словами: «се аз и дети, яже ми дал есть Бог». После этого святитель пал в непродолжительную болезнь и в субботу на Светлой Седмице скончался. Согласно своему завещанию, святитель был погребен в Феодосиевой пещере, впоследствии его святые мощи были перенесены в Ближние Антониевы пещеры.
Просмотров: 1294