Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января по ст.ст. (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него.
В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
В Книге Памяти, где приводятся фамилии репрессированных на территории Псковской области, среди 4500 фамилий – около тысячи человек из числа священнослужителей, но фактически пострадавших за веру на Псковщине значительно больше. В 2003 -2004 годах от Псковской епархии было прославлено еще девять святых священномучеников.
В предисловии к «Псковскому Синодику» Архимандрит Гермоген (Муртазов) написал:
«Как бы не была ценна земная жизнь, она не ценнее вечности. Важна не внешняя победа и не материальный результат, а стояние в Истине: «Претерпевший же до конца спасется». Россия выплавила в своих недрах великий народ и создала великую культуру. Вклад псковичей, наших земляков в сокровищницу христианского наследия Россия несомненен и немал. Новомученики и исповедники Псковского края умножили славу Христовой Церкви, славу России, нашего дорогого Отечества».
Псковская земля воспитала великих пастырей Церкви, которые пострадали в послереволюционное время и время тридцатых годов. Первыми из псковских священников были прославлены в лике святых Александр и Владимир Полонские - священномученики Владимир Двинский и Александр Любимов, расстрелянные в 1918 году в пог. Полонск, Карамышевской волости.
Затем святая седмерица, семь священников Псковской епархии – Александр Гривский, Пантелеимон Богоявленский, Василий Триумфов, Гавриил Преображенский, Николай Дворицкий, Василий Розанов и Афанасий Кислов.
Всех новомучеников псковских объединяет многое: все они с детства определили свой путь в Церковь, были воспитаны в благочестивых семьях, заканчивали Епархиальные Духовные училища, но, в основном, заканчивали Псковскую Духовную семинарию и несли послушание на приходах Псковской области. Но успели послужить немного, погибали молодыми, как правило, оставив большие семьи. Священники были многодетны: у протопресвитера Афанасия Кислова было девять детей, когда батюшку в 1935 году на Пасху забрали в НКВД. Произвели обыск, взяли все деньги и иконы в окладах. Дети остались с матушкой и потом ходили по миру, собирая милостыню. Но духовное начало было столь сильным в семье, что выросли дети отца Афанасия благочестивыми людьми, а два сына батюшки погибли на фронте. Семья Кисловых до 70 – х годов не знала, жив ли их отец, им никто не сообщал о судьбе расстрелянного священника.
В период 20-30 е годы в Псковской области была полностью разрушена церковная жизнь: иконы сжигались телегами, сбрасывались колокола, закрывались церкви, священников забирали органы НКВД и расстреливали, или отправляли в ссылки и лагеря. А семьи священнослужителей лишались гражданских прав. В 1936 году была упразднена Архиерейская псковская кафедра, закрыты все монастыри Епархии, а их насельники или ушли, или были вывезены в лагеря и тюрьмы; закрыты четыре Епархиальных духовных училища и Духовная семинария в Пскове. В Пскове к 1938 не осталось ни одного действующего храма.
В Псковской епархии было более тысячи священнослужителей, к 1940 году было расстреляно около 250 священнослужителей, более 1000 приговорены к разным срокам лагерей и ссылки. Политика ликвидации Русской Православной Церкви привела к физическому уничтожению подавляющего большинства священнослужителей, численность которых сократилась на 96%. В 1914 году клир РПЦ составлял 68928 священников и диаконов, к 1941 году в СССР остались 5665 священнослужителей, только четыре Епископа, один из которых, Архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) был перед войной управляющим Новгородской и Псковской епархиями.
Мученичество укрепляет Церковь, и праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Предвижу восстановление мощной России, на костях мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая, крепкая в своей вере во Христа Бога».
В конце 2005 года в Псковской епархии по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия был издан единственный в своем роде труд специалистов – историков и насельниц Снетогорского монастыря Рождества Богородицы в Пскове под редакцией духовника монастыря Архимандрита Гермогена (Муртазова)(+ схиархимандрита Тихона) «Псковский Синодик». В книге собраны архивные материалы о мученичестве псковского священства в послереволюционное время, приводится обширный фактический материал, статистика, многие факты публикуются впервые. Некоторое количество исследовательских записей сгорело во время пожара в монастыре, но труд, Слава Богу, был окончен и издан.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
Перевод: Цветы российского луга духовного во времена жестоких гонений удивительно расцветшие новомученики и исповедники бесчисленные, святители и пастыри, монахи и миряне, мужья, жены и дети, прекрасный плод в терпении Христу принесшие, молитесь Ему, как возрастившему вас, да избавит людей Своих от безбожных и злых, да укрепляется же Церковь Русская кровью и страданиями вашими для спасения наших душ.
Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь».
Перевод: Новые мученики Российские, исповеднически жизненный путь земной прошедшие, дерзновение (к Богу) в страданиях получившие, молитесь Христу вас укрепившему, чтобы и мы в час испытаний получили дар Божий мужества. Вы пример всем, почитающим подвиг ваш, что ни скорбь, ни тоска, ни смерть от любви Божией отлучить нас не могут (Рим.8:38-39)
Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Просмотров: 730