7 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник чудотворной иконы Божией Матери, именуемой "Мирожская" и прп. Авраамия Мирожского
7 октября в нашей обители престольный праздник - день памяти прп. Авраамия и иконы Божией Матери "Мирожская". В действующем храм монастыря во имя апостола, евангелиста, архидиакона и первомученика Стефана состоится праздничное богослужение.
Преподобный Авраамий Мирожский был игуменом Спасо-Преображенского Мирожского монастыря (+ 24 сентября/ 7 октября 1158), во времена которого свт. Нифонт построил на территории Мирожской обители каменный храм Преображения Господня и расписал его фресками. Святые мощи прп. Авраамия покоятся под спудом Преображенского собора монастыря.
О жизни преподобного Авраамия сведений сохранилось мало, так как монастырь находился вне городских стен и часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Скончался преподобный 24 сентября/ 7 октября 1158 года. Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре.
История явления чудотворной Мирожской иконы Божией Матери
Впервые Мирожская икона явилась в монастыре в 1198 году, а через четыре столетия, 24 сентября/ 7 октября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия, в Мирожском монастыре, совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы.
"По описи монастырской эта икона названа явленною, именуемою Спасо-Мирожскою. В рукописном сборнике, хранящемся в монастырской библиотеке (из "Историко-Статистического обзора монастыря 1868 г." Н. Н. Василева), записано следующее сказание, составленное, как значится в надписи, в лето 7103 (1595 г.) т.е. спустя 28 лет после совершившегося чуда от иконы.
На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, поскольку при написании был использован древний византийский чин «Оранта», то есть моление. В последствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы. Это дополнение стало знаком любви и благодарности псковичей этим праведникам за их служение Богу и людям. В ХYI веке Мирожская икона прославилась чудесным слезоточением, а затем исцелением горожан от смертельного поветрия. Согласно преданию, царь Иоанн IY увез икону с собой, а в монастыре был передан из Москвы список с Мирожской Оранты "Мера в меру, точь в точь".
В рукописном сборнике, хранившемся монастырской библиотеке, записано сказание, составленное в лето 7103 (1595), т.е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. Приводим его изложение современным языком: «В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой – Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь – святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней – княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господней, заступницы роду христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо!..
Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Спасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа, и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви Святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, бывшие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа».
В 1565 г. составлено «Сказание» о Мирожской иконе, автором которого считается псковский агиограф Василий (в иночестве Варлаам). Празднование иконе (24 сентября/ 7 октября) установлено
в 1567 г., тогда же составлена и служба, изложенная в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году.