В этот день вспоминается явление Спасителя еще во время Своей земной жизни в Божественной славе трем избранным ученикам.
В Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре состоялось праздничная Божественная Литургия. Службу возглавил и.о. наместника иеромонах Серафим (Козулин). Для жителей Пскова праздник Преображения непременно связан с Мирожской обителью, именно сюда они стараются придти в этот день, чтобы освятить виноград и другие плоды, в старейший монастырь Псковской Епархии. Это удивительный праздник, когда вспоминается явление Спасителя в Божественной славе трем избранным ученикам. Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору Фавор.
В монастыре находится огромный старинный яблоневый сад, плоды которого в этот Праздник щедро раздаются прихожанам и гостям обители.
На вершине горы Христос преобразился перед учениками: «И просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:12). «И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7). Так впервые Спаситель засвидетельствовал ученикам в полной мере о Своей Божественной природе.
По древнему преданию Господь преобразился за 40 дней до Своих страданий, поэтому Преображение Господне должно было бы праздноваться в феврале. Но Святая Церковь перенесла его на август потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни святой Четыредесятницы, что было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. 19 (6) же августа именно, а не в какой-нибудь другой день, Преображение Господне празднуется потому, что 27 (14) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается воспоминание Страстей Христовых; а так как Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня ровно 40 дней, установили, чтобы Преображение Господне праздновалось 19 (6) августа, так как от 27 (14) сентября до 19 (6) августа ровно 40 дней.
2 Пет., 65 зач.,I, 10–19
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, 11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, 14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Мф., 70 зач.,XVII, 1–9
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — богородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!
Преображение Господне пред тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном Богословом — произошло на некоей горе, не названной в Евангелии. Но, по церковному преданию, это было на горе Фавор в Галилее, что отражено в богослужебных текстах и святоотеческих толкованиях. Нетварный свет, который видели ученики, святитель Григорий Палама (XIV век) называет не просто светом Преображения, но светом Фаворским: «Свет Фаворский был Светом Божественным!» В Ветхом Завете псалмопевец Давид пророчествовал о славном предназначении Фавора: «Фавор и Ермон о имени твоём возрадуются» (Пс. 88:13). Как поясняет преподобный Исихий Иерусалимский (2-я пол. IV в. — ок. 451): «Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый — как удостоившийся воспринять такое таинство, второй — как получивший благословение от своего соседа».
Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, то есть будущего века, имеющего открыться после погибели сотворённого в течение шести дней мира. Везде присутствует Царь всяческих и везде — Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: «[Царствие Божие] пришедшее в силе». И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть утверждённым в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну… Свет Преображения Господня не рождается, и не исчезает, и не подлежит чувствовательной способности, и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведённого в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа, этот Неизреченный Свет.
Сущность христианского подвига всегда заключалась в преображении существующей действительности, в изменении нравственной атмосферы в обществе, в приведении ко Христу людей, не знающих Его. Подвигом апостолов, ставших свидетелями Преображения Господня, Евангелие было проповедано во многих странах. Примеру апостолов следовали многие поколения святых, во всех концах земли трудившихся над осуществлением явленного в Преображении идеала в непрерывно меняющихся исторических условиях. Этому примеру должны следовать и мы, современные христиане, ибо наш мир, претерпевший в минувшем столетии множество потрясений, забывший Христа, отвернувшийся от Него и лежащий во зле, должен преобразиться силой Божией и нашим подвигом, каким бы малым и скромным этот подвиг ни являлся и на каком бы месте ни судил нам Господь трудиться.
Тропарь праздника Преображения Господня
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника Преображения Господня
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Молитва Преображению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.
Просмотров: 773