Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетногорский пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии.
Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля), и преподобным Авраамием Мирожским (память 24 сентября). Преподобный Иоасаф был игуменом (а по некоторым псковским синодикам – и основателем обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе).
На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года.
Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке.
Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но «молитвами святых преподобномучеников, – замечает летописец, – мужчин Господь сохранил». Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков.
Вскоре после мученической кончины преподобных Василия и Иоасафа последовало их церковное прославление во Пскове. В пергаментном псковском Прологе XIV–XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковской летописи и старинных псковских синодиках день блаженной кончины святых преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе – пресвитер Константин.
Изгнанные из Пскова Александром Невским крестоносцы неоднократно пытались овладеть Псковской землей, которую они считали своей собственностью после того, как Герман, католический епископ Дорпата (Юрьев, Тарту), пожаловал ливонскому филиалу Тевтонского ордена половину "королевства, называемого Плесков". Сохранилась грамота 1299 года, в которой епископ Дорпата Бернхард подтверждает братьям Ливонского ордена их право на пожалованную им во владение епископом Германом часть Псковских территорий (другую половину "Псковского королевства" немцы считали владением Дорпатского епископства).
Псковские летописи 1299 года сообщают о неожиданном нападении крестоносцев на Псков:
"В тридцать третье лето княжения Довмонтова, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратью посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса, Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде" (Полное собрание русских летописей, том V, части 1-2).
Разорив Снетогорский и Мирожский монастыри, крестоносцы убили (по другим сказаниям сожгли) игумена Снетогорского Иоасафа и игумена Мирожского Василия, монахов, женщин и детей. Летописец подчеркивает, что мученической смертью погибли монахи, женщины и дети, а "мужей Бог ублюде". Маловероятно, что укрывшиеся в Мирожском и Снетогорском монастырях люди стали случайными жертвами штурма: угрозу для штурмующих могли представлять мужчины, а не женщины и дети. Почему же враги предали смерти монахов, женщин и детей, а не мужей? Можно предположить, что любимые православным народом праведники, а также монахи, женщины и дети стали заложниками, которых крестоносцы хладнокровно казнили, стремясь принудить осажденных псковичей к капитуляции.
Узнав о зверствах католиков в захваченных монастырях, князь Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года произошло сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, которое закончилось разгромом латинян, возомнивших себя хозяевами Псковской земли.
Преподобные Иоасаф и Василий и иже с ними пострадавшие были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. В настоящее время в Снетогорской обители воссоздан мощевик с частицей мощей преподобного Иоасафа. Частица мощей преподобного Иоасафа имеется среди святынь московского храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище.
Просмотров: 376