Официальный сайт Псковской митрополии Русской Православной Церкви
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

20.08.2020

В праздник Преображения Господня митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре

19 АВГУСТА 2020 года, в праздник Преображения Господня митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Серафим (Козулин), наместник Мирожской обители и иеромонах Никита (Вдовин), насельник Псково-Печерского монастыря.

За Литургией митрополит Тихон рукоположил выпускника Сретенской семинарии Константина Белого в сан диакона.

По отпусте Божественной Литургии Владыка митрополит совершил чин освящения плодов нового урожая. Затем митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

В дар Мирожской обители Владыка Тихон преподнес набор богослужебных покровцов, а всем богомольцам в этот праздничный день вручили памятные иконки преподобного Симеона Псково-Печерского.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы».

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.


Деисис. Преображение.


Фреска восточного рукава креста Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века.

Вид на конху апсиды и восточный рукав креста Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века.
Справа и слева от композиции Преображения – восходящие и сходящие с Фавора апостолы со Христом.

Просмотров: 129