7 июля 2019 года на 43-й сессии Комитета Всемирного наследия в Баку была единогласно одобрена российская номинация, которую мы привыкли именовать «Памятники Древнего Пскова». Этот серийный объект стал 30-м российским в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В сообщении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО говорится:
«Церкви, соборы, монастыри, крепостные башни и административные здания составляют группу памятников, расположенных в историческом городе Псков на реке Великая на Северо-Западе Российской Федерации. Главными особенностями архитектуры этих зданий, созданных псковской школой зодчества, являются кубические объемы, купола, подъездыи колокольни, наиболее ранние элементы которых датируются XII веком. Церкви и соборы гармонично сочетаются с окружающим их природным ландшафтом посредством садов, заборов и стен. Под влиянием византийских и новгородских традиций псковская школа зодчества достигла пика своего развития в XV-XVI веках и стала одной из самых влиятельных в стране. Она оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий».
Десять псковских средневековых храмов, вошедших во Всемирное наследие ЮНЕСКО: «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря», «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор», «Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы», «Церковь Михаила Архангела с колокольней», «Церковь Покрова от Пролома», «Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда», «Церковь Георгия со Взвоза», «Церковь Богоявления со звонницей», «Церковь Николы с Усохи» и «Церковь Василия на Горке».
Архитектурная композиция Спасо-Мирожского монастыря включает в себя следующие памятники:
СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ
сер. XII века. Древнейший монастырский храм – центр Христианского
Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому,
по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля
фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века.
Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, -
всемирно известное достояние культуры.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).
СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(XVII в.) Построена на месте более древней (1406 г.); представляет
собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые
ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы
белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и
двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма
двусветный, перекрыт сомкнутым сводом. Замечательным украшением
Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях
архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.
КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII - XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII - XIX вв.) Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.
НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.) Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.