Иконография Пресвятой Троицы являет с помощью "богословия в красках", глубинный смысл Великого Совета, то есть Божьего Домостроительства.
Существует два канонических изображения Троицы: "Гостеприимство Авраама" и "Троица Ветхозаветная". Икона "гостеприимство Авраама" является иллюстрацией к главе 18 Книги Бытия. На иконе изображены три Ангела. Все Ангелы благословляют. Они сидят за столом. (На столе трапеза и принадлежности к ней (, относящихся к трапезе.) За центральным (средним) Ангелом виден Мамврийский дуб.
Три Ангела сидят за столом и трапезничают. На столе стоят обеденные принадлежности. Все ангелы благословляют, на столе трапеза. Внизу изображены: Авраам - слева, отрок закалывающий тельца посередине, Сарра, месящая тесто - справа. Данная икона ставит перед собой лишь иллюстративные цели.
Совсем иной смысл имеет иной смысл "Ветхозаветная Троица" прп. Андрея Рублева. На ней уже нет ни Авраама, ни Сарры, ни слуги. На иконе изображены три Ангела. Они сидят уже не за столом, а за Престолом. Небольшое отверстие - знак греческого Престола. С древности Литургию совершали на мощах мучеников. Позже в Греции мощи святых вкладывались именно в это отверстие. Престол в данном случае имеет значение Жертвы, так как ранее Литургия совершалась без Жертвенника, то есть Престол был в то же время и Жертвенник. За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо. За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия. За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения. Если внимательно присмотреться к иконе, то можно заметить, что пространство между фигурами боковых Ангелов образует Жертвенную Чашу, внутри которой находится средний Ангел. На Престоле стоит круглая Чаша с главой тельца, но нет принадлежностей, относящихся к трапезе, что еще более усиливает смысл Жертвы. Центральный Ангел благословляет и можно увидеть, что Он как бы касается Чаши, и это можно истолковать как жест нисхождения в саму Чашу. Средний Ангел облачен в пурпурный хитон и синий гимантий. На хитоне нашит золотой клав. Клав - символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Еще клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. Такую нашивную полосу можно увидеть и на иконах Святых апостолов - провозвестников Слова Божия. Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гимантий - синего.
Сочетание этих двух цветов символизирует земную - человеческую и небесную - Божественную природу Спасителя. Красный цвет - это и символ мученичества, поскольку он напоминает цвет крови, и символ царского достоинства, так как пурпурные одежды являлись прерогативой императора и знати. Синий символизирует сферы небесные, этот цвет чистоты и непорочности. В сочетании этих двух цветов и тайна Боговоплощения, тайна соединения двух различных миров - тварного и нетварного, так как в цветовой гамме эти цвета противоположны: красный цвет - теплый, синий - холодный. Можно предположить, что центральный Ангел - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Агнец Божий. Его склонение к левому Ангелу говорит о послушании и вольном принесении жертвы. Благословение левого Ангела означает благословление на жертву. Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел - образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси. Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны "веянию тонкого холода", в котором является Святой Дух. Правый Ангел - Святой Дух. Также существует мнение, что центральный Ангел символизирует не только Сына, но и Отца. Преподобный Андрей Рублев специально потрудился, чтобы представить образ Отца через образ Сына по Евангельскому слову. Если обратить внимание на фигуру, в которую вписываются Ангелы с Престолом и седалищами - то окажется, что это восьмиугольник.
Цифра восемь обозначает Царство Божие. Положение фигур Ангелов, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты, дерево и горка на заднем плане - все это образует своеобразный композиционный круг. А вся икона представляет собой почти квадрат. Но вернемся к самому главному - к богословскому смыслу иконы. Изображение на иконе прп. Андрея Рублева можно рассматривать в двух направлениях - горизонтальном и вертикальном. Если смотреть на икону по центральной вертикальной линии снизу вверх, то можно увидеть: Престол, Чашу, образуемую фигурами боковых Ангелов, Ангела, облаченного в канонические цвета Спасителя: все это можно понять как символ Жертвы. По горизонтали икона рассказывает о любви Бога к человеку, и самое главное - что Бог есть Любовь, и именно об этом свидетельствуют подклоненные главы и благословляющие жесты, именно поэтому произошла Жертва. Также горизонталь показывает нам великий Совет Пресвятой Троицы. Жертва и любовь Бога к человеку восходит к тому, что Бог есть Любовь. А на иконе "Гостеприимство Авраама" показано поклонение человека Богу. Иконы имеют совершенно разный богословский смысл.
Хотя было даже определение Московского Стоглавого собора писать иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал прп. Андрей Рублев - все же произошло размывание канона. Это произошло не столько из-за неусердия иконописцев и нежелания подчиниться определению, столько из-за того, что иконописцы стали забывать богословский смысл иконы. К тому же в 17-18 веках наблюдалось вредоносное влияние западной католической культуры, и культуры Возрождения т.е. языческой по содержанию. В это же время изменение канона прп. Андрея Рублева идет по двум направлениям. В первом направлении формируются устойчивые каноны, например, канон Невьянской иконы. В другом направлении каждая икона писалась по-своему, и именно в данном направлении иконы более всего изменили свой смысл.
Основы богословия канона Невьянской иконы остаются такими же, как и у главного канона. Но в каноне на Престоле появляются приборы из иконы "Гостеприимство Авраама", что ослабляет смысл Жертвы. Седалища двух боковых Ангелов также становятся Престолами. Изменяется форма Чаши - она становится квадратной и уже не повторяет контур пространства между коленями боковых Ангелов. Престол, седалища и Чаша покрыты узором. Также в этом каноне появляется новый богословский смысл. Если на иконе Андрея Рублева был лишь символ земли, то здесь имеется уже настоящая холмистая местность с цветущими растениями, и Престол с седалищами стоят не на земле, а как бы висят в воздухе - этим иконописцы хотели показать как бы надмирность Великого Совета, его возвышенность и непостижимость. В целом, Невьянский канон достаточно хорошо сохранил в себе основу канона прп. Андрея Рублева. Происходило дальнейшее размывание канона прп. Андрея Рублева. Наиболее редким отклонением является отсутствие Чаши, образованной пространством между силуэтами боковых Ангелов. Часто Престол становится просто столом для трапезы, на нем появляются кроме Чаши приборы, а на некоторых иконах даже отсутствует Чаша или Чаша есть, но в ней нет главы тельца. Исчезают дом и гора, а остается Мамврийский дуб, но воспринимается он уже не в значении Крестного Древа, а как выполняющий иллюстративную функцию. Правый Ангел в некоторых иконах также благословляет, что делает Ангелов слишком похожими и удаляет первоначальное значение опущенной ладони как согласия на Жертву. Прп. Андрей Рублев допускает некоторое смешение образов Отца и Сына, но не допускает смешения образов всех трех Ангелов. Допущение прп. Андрея Рублева согласуется с Евангельскими словами. Во многих иконах Ангелы вообще не благословляют, символическое изображение земли изменяется на изображение настоящее. Седалища также изменяются. В особо редких случаях канонические цвета в иконе изменяются. Хитон правого Ангела становится красным, исчезает или становится золотистым клав. Иногда оба клава становятся выражены лишь узором, но не золотистым цветом. Рассмотрим одну из икон храмов Екатеринбурга. На ней нет горы и палат, седалища видоизменяются. У правого Ангела: хитон - красный, гимантий - синий; у центрального: хитон - белый, гимантий - коричневый; у левого Ангела - розовый хитон и зеленый гимантий. Клавов нет. По цвету получается, что Сын перемещается вправо, Отец в центре (то есть, в "Чаше" Отец, а не Сын). Смысл Жертвы умаляется. Такое распределение цветов нельзя оправдать желанием показать образы так, чтобы Сын символизировал и Отца, а Отец - и Сына. На иконе изображен стол, а не Престол. На столе вместо Чаши стоит блюдо с фруктами. Вот другая икона. Сразу можно заметить, что изменены седалища и земля. Канонические цвета облачения правого Ангела изменяются. Синий хитон правого Ангела становится красным. Контур пространства между коленями боковых Ангелов не повторяет контура Чаши. Самыми главными догматическими нарушениями являются отсутствие в Чаше главы тельца и отверстия в Престоле, на данной иконе - столе, что умаляет смысл Жертвы. Следующая икона. На ней все Ангелы благославляют. Престол становится столом. Контур Чаши фактически утрачивается. Седалища изменены. Появляется настоящая земля. Отсутствуют палаты и горы. О цветах ничего сказать нельзя так как икона покрыта ризой. Иногда встречаются смешение канонов. Это показывают следующие примеры. На данной иконе канон прп. Андрея Рублева очень хорошо сохранен. Но сказывается влияние Невьянского канона - Престол и Седалища покрыты штриховкой. На второй иконе Престол и Седалища покрыты узором и штриховкой. Чаша становится квадратной и на ней появляется узор. Земля больше похожа на настоящую. Палаты больше похожи на те, которые встречаются в Невьянском каноне. В целом богословский смысл мало изменен. На этой иконе добавлена только штриховка, которой покрыты Престол и седалища. Все остальное изображено таким же, как и в каноне прп. Андрея Рублева. Крайне редко наблюдаются не только смешение канонов, но и смешение типов икон. На этой иконе наблюдается смешение икон "Гостеприимство Авраама" и "Троица Ветхозаветная". Основа этой иконы - икона "Троица Ветхозаветная". Но Чаша на иконе квадратной формы и глава тельца в ней такая же, как и в Невьянском каноне. Облачения Ангелов похожи на облачения, присутствующие в каноне прп. Андрея Рублева, но цвет хитона правого Ангела отличен: не синий, а красный. Имеются палаты, Мамврийский дуб, гора. Клавов нет, так как они принадлежат Новому Завету, ибо являются символом посланничества в первую очередь Спасителя. В столе имеется отверстие, и это уже не стол, а Престол. Все Ангелы благославляют. Остальное обычно для иконы "Гостеприимство Авраама". Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Существуют два варианта канонического изображения Троицы: "Гостеприимство Авраама" и "Троица Ветхозаветная" прп. Андрея Рублева. Позже появляются разновидности иконы "Троица Ветхозаветная"; каноны, например, Невьянский, отразивший малое искажение; и произвольные изображения Пресвятой Троицы, наиболее опасные для догматического смысла канона прп. Андрея Рублева. В иконе главное - ее духовный смысл. Но раскрытие духовного смысла неосуществимо без глубокого богословия. Именно такое богословие имеет канон прп. Андрея Рублева. Следовательно, необходимо сохранять этот канон и следовать определению Московского Стоглавого Собора 1551 года: "Писати живописцем с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущие живописцы, а подписывать "Святая Троица". А от своего замышления ничтоже претворяти."
Источник текста