Представляем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Ефесская икона Божией Матери в судьбах России», посвященную святому псковской земли священномученику Александру Подоклинскому – протоиерею Александру Симеоновичу Гривскому.
сщмч.Александр Подоклинский - Мульткалендарь. 24 октября 2018. Священномученик Александр Гривский, пресвитер
Будущий священномученик Александр Гривский родился 25 мая 1874 года в погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского. Семья, в которой он родился, принадлежала известному в Псковской губернии роду Гривских. Представители этого рода оставили заметный след в истории Псковской губернии. Они подвизались на ниве образования, народного просвещения и культуры, многие становились священнослужителями.
В семье протоиерея Симеона сыновья шли по стопам отца. Глава семьи служил в Христорождественской церкви села Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья – Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии. Сам глава семейства продолжал служить Святой Церкви до глубокой старости. До 26 февраля 1917 года он оставался настоятелем Христорождественской церкви Чирского погоста. В годы гонений на Церковь XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них – отец Александр и отец Никандр прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Священник Никандр Гривский, служивший в Христорождественской церкви погоста Почеп, Торопецкого уезда, Псковской губернии (ныне Тверская обл.), был приговорен НКВД к десяти годам лишения свободы. В Соловецком концлагере он тяжело заболел и получил инвалидность. В1932 году заключение в концлагере было заменено ему на ссылку до окончания срока. В 1938 году НКВД санкционировал его новый арест и приговорил к пяти годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность».
2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в заключении в Обозерском лагпункте Архангельской обл. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии. Его житие уже опубликовано на нашем сайте.
Младший из братьев, священник Сергий Сергий Симеонович Гривский (1877–1937), настоятель Вышегородской церкви Дедовичского района, один из самых активных представителей духовенства своего времени, был арестован органами НКВД в 1937 году. На допросах он, не выдержав пыток и давления следствия, признал свою «вину» по ложно возведенному на него обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности, был приговорен к высшей мере наказания по ст. 58 УК РСФСР и расстрелян 3 декабря 1937 года в застенках Псковской тюрьмы. Погребен в безвестной могиле.
Будущий священномученик Александр Гривский образование получил в Псковской Духовной семинарии. Материально семья Гривских жила довольно трудно: отцу протоиерею не всегда удавалось изыскать средства для оплаты обучения трех своих сыновей, и Александр часто попадал в список должников за обучение. В 6-м классе семинарии он был облачен в стихарь, причем происходило это в алтаре Псковского Свято-Троицкого Собора. Семинарию он закончил по второму разряду в 1899 году и был определен псаломщиком в церковь погоста Дубки Псковской губернии, где служил около года. В 1900 году правящий архиерей перевел его в Христорождественскую церковь села Чирская. В этой церкви находилась чудотворная, особо чтимая псковичами икона Божией Матери Одигитрия-Чирская, явленная Русской Церкви в княжение Василия I Дмитриевича. Семь лет служил и возрастал духом будущий пастырь-мученик под сенью этой великой святыни Псковской земли*.
* Церковь Рождества Христова на Чирском погосте.
Согласно «Псковской летописи», в 1420 г., когда был сильный мор в Пскове и окрестностях, от иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии в погосте Чирский было великое знамение: из обоих очей Богоматери капали слезы. 16 июля икону перенесли в Псков,– жители города вышел ей навстречу с крестами и хоругвями. На месте встречи иконы впоследствии был устроен Вознесенский женский монастырь. Икону Крестным ходом перенесли в Свято-Троицкий собор Пскова. С тех пор 16 (29) июля установлено празднование Чирской иконы. По просьбе прихожан Чирского погоста в 1820 г. архиепископ Евгений (Болховитинов) повелел сделать список с чудотворной иконы и перенести его в Чирскую Рождественскую церковь. Дата строительства церкви неизвестна, она стояла еще с XVIII века. В 1866-68 гг. на средства прихожан построен придел во имя Успения Божией Матери. При церкви находилось кладбище. В приходе находились восемь часовен, из них две каменные. В 1887 г. на средства прихожан была открыта богадельня. В приходе были 4 школы, одна — министерская и три ЦПШ (церковно-приходские). До 26 февраля 1917 г. священником служил Симеон Гривский, с 14 апреля 1917 г. служил священник Петр Дубровский. Церковь взорвана в годы Великой Отечественной войны, ее руины можно увидеть на Чирском погосте близ д. Еремино Палкинского района.
В настоящее время чудотворная икона Божией Матери Одигитрия-Чирская находится в кафедральном Свято-Троицком Соборе г. Пскова.
10 мая 1907 года Александр получил определение от архиерея – быть священником в храме Чирского погоста. 4 июня 1907 г. в церкви Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря его рукоположили в сан дьякона, а 1 июля 1907 года в Псковском Троицком соборе – в сан священника. В том же году его направили в новое место служения – в Никольский храм погоста Сине-Никола Опочецкого уезда*, где служил около одного года.
* Церковь свт. Николая на погосте Синяя Никола, Красногородского района, Псковской области.
Деревянная однопрестольная церковь построена в 1773 г. помещицей Анной Степановной Румянцевой. Церковь была построена на высоком берегу реки Синей, возле церкви через реку построили временный деревянный мост. В церкви находилась местночтимая икона Святителя и Чудотворца Николая. С давних времен ежегодно 15 (28) сентября монахами Святогорского монастыря совершались богослужения на погосте. В конце XIX – начале XX века отмечалось, что «храм пришел в ветхость», с разрешения епархиального начальства началось строительство новой, кирпичной, церкви.
В 1901 г. строительство завершилось. Как и её предшественница деревянная, новая церковь была однопрестольной. Колокольню построили также из кирпича, в связи с церковью, на нее перенесли все пять колоколов с деревянной колокольни. В начале XX века в приходе было шесть деревянных часовен, издавна построенных прихожанами на кладбищах, к 1914 г. их осталось только три. Церковь была закрыта до Великой Отечественной войны. В 1941 г. во время немецкой оккупации член Псковской Православной миссии священник Владимир Толстоухов вновь освятил церковь в бывшем погосте Синяя Никола. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы. Было принято решение построить рядом небольшой деревянный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая. Освящение его состоялось в 2006 г.
Затем, с благословения Высокопреосвященного Арсения (Стадницкого), архиепископа Псковского и Порховского, он был переведен в село Подоклинье к церкви Богоявления Господня*, где и прослужил до самой своей мученической кончины. В Богоявленском храме села Подоклинья также находилась великая святыня – Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Икона (список) была пожертвована в 60-е годы XIX столетия известным странником-слепцом Григорием Ивановичем Ширяевым, имевшим обыкновение длительно проживать после странствий у владелицы села Подоклинья, княгини Анастасии Николаевны Урусовой. Празднование иконе совершалось 21 января при огромном стечении народа.
Подоклинье располагалось на Петербургском почтовом тракте к северу от Порхова, недалеко от Никандровой пустыни, которая привлекала к себе огромное количество богомольцев, шедших поклониться мощам великого молитвенника Псковской земли прп. Никандра-пустынножителя. Сюда богомольцы ходили пешком помолиться в течение всего года или шли «по обету». В престольные праздники и памятные дни Никандрова пустынь собирала до десяти (и даже более) тысяч богомольцев. На Псковщине поклониться прп. Никандру каждый считал своим долгом хотя бы один раз в году. Подоклинье находилось на пути к обители, и богомольцы останавливались здесь поклониться чтимой иконе Божией Матери и передохнуть. Отец Александр, принимая богомольцев, предоставлял им пищу и кров в своем доме. По воспоминаниям современников, семья Подоклинского батюшки была известна и уважаема также и за его попечение о странниках.
Отец Александр преподавал Закон Божий в земских школах сел Подоклинье и Бляницы. Кроме того, он был членом Правления Порховского духовного училища. Во внимание к пастырским трудам отца Александра Духовная Консистория 6 мая 1911 г. наградила его набедренником.
Чуть ли не ежедневно, если судить по сводке клировых ведомостей, отец Александр совершал крещения, венчания, отпевания в своем приходе, насчитывающем около 3-х тысяч человек. В семье Гривских детей не было, поэтому отец Александр мог отдаваться пастырскому служению с тем большим усердием. Богоявленская церковь неизменно собирала множество прихожан.
Уровень народного благочестия был весьма высок в этой глубинке, народ любил свои святыни, и здесь традиционными были многочисленные местные праздники – в каждом селении свой. К местным православным обычаям принадлежали и т.н. «крестохождения» – посещения церковным причтом домов прихожан со святым крестом. По пути по просьбе жителей совершались остановки и служились молебны.
К Подоклинскому приходу было приписано 9 часовен: одна каменная и восемь деревянных. Известна одна из них, сохранившаяся при шоссейной дороге в Подоклинье. Она наполовину вошла в землю, но осталась неповрежденной. Проведение богослужений в часовнях и попечение об их благоустройстве также входило в круг забот Подоклинского батюшки.
Супруга отца Александра – матушка Нина Симеоновна Гривская окончила курс в Институте Императрицы Марии в Санкт-Петербурге и занималась преподавательской деятельностью, что было в традиции семей духовенства того времени. В документах конца XVIII века в селе указана деревянная Богоявленская церковь, построенная в 1778 г. придворным конюшенным, т.е. ведавшим царскими конюшнями, полковником А. М. Крекшиным. В начале XIX века имение принадлежало Николаю Михайловичу Бороздину. Каменная церковь была построена в 1861 г. княгиней Анастасией Николаевной Урусовой, генеральшей О.Н. Мосоловой и генеральшей Елизаветой Тутолминой. на месте обветшавшей деревянной церкви.
Деревянная церковь, несмотря на то, что в ней со временем перестали совершать богослужения, стояла еще в начале XX века. В 1908 г. на ее месте поставили деревянную часовню. Княгиня Урусова была дочерью Н. М. Бороздина, глубоко верующей женщиной, в ее доме в Подоклинье часто останавливались богомольцы и странники, шедшие в Никандрову пустынь. Известный странник-слепец Григорий Иванович Ширяев, неоднократно пользовавшийся ее гостеприимством, подарил княгине для новой церкви редкую афонскую икону Ватопедской Божией Матери «Отрада и Утешение». Благодаря этой иконе в летнее время Богоявленская церковь стала местом паломничества жителей Порхова и Пскова. Часовен в приходе было девять. В приходе были три земские школы. В церкви после 1876 г. служили священник и псаломщик. Сохранилась без позднейших переделок. В настоящее время действующая.
Арестовали батюшку осенью 1918 года, при этом присутствовала его супруга, матушка Нина Семеновна. В его аресте принимала участие молодая женщина в черной кожаной тужурке, входящая в рабочую группу ЧК. Она была грозой местного края; о ее жестокости ходили страшные слухи, ее видели во многих местах, где совершались подобные акции. При аресте отца Александра избили так, что он не мог устоять на ногах. Чекисты продолжали бить лежащего, а затем полуживого подняли за руки и за ноги и бросили на подводу. Свидетели ареста видели, как содрогаются в конвульсиях ноги священномученика. Отца Александра увезли в порховскую тюрьму.
О том, что происходило далее, можно судить по сохранившейся переписке Порховского благочинного протоиерея Евгения Лебедева с Новгородским архиереем, митрополитом Арсением (Стадницким) 18 октября 1918 года отец Евгений рапортовал Владыке: «Сим имею долг донести Вашему Высокопреосвященству, что 11 октября с. г., Порховского уезда села Подоклинье священник Александр Гривский по постановлению Чрезвычайной Комиссии Советской власти расстрелян в Порхове. После него осталась вдовою жена его Нина Симеоновна. Детей нет».
На это сообщение последовала резолюция Владыки: «Так как до настоящего времени по данному делу нет никаких сведений:
1. Запросить Чрезвычайную Следственную Комиссию г. Порхова, за какую вину расстрелян священник села Подоклинье Александр Гривский;
2. О том же запросить и протоиерея Евгения Лебедева;
3. Выразить сочувствие вдове – Нине Симеоновне Гривской».
Получив резолюцию архиерея, Новгородский епархиальный Совет послал запрос в ЧК Порховского уезда по факту гибели священника села Подоклинье.
«Чрезвычайная комиссия сообщает,– говорилось в ответе от 21 ноября 1918 года,– что священник села Подоклинье Порховского уезда Александр Гривский был расстрелян за принадлежность к контрреволюционному направлению и погромную проповедь в церкви». О том же извещал Епархиальный Совет и Порховский благочинный: «…точно неизвестно, за какую вину расстрелян священник Александр Гривский, вероятно, за проповедь противу Советской власти».
24 октября 1918 года Чрезвычайная Следственная Комиссия Порховского уезда приговорила отца Александра к высшей мере наказания – расстрелу. В тот же день чекисты расстреляли отца Александра в местности Пески Порховского района Псковской области. Могила священномученика не обнаружена.
После расстрела супруга матушка Нина Симеоновна Гривская оставалась в Подоклинье и продолжала работать учительницей. Впоследствии ей пришлось скрываться как жене «служителя религиозного культа». Простые люди жалели ее, помогали, кто как мог. В случаях явной опасности прятали по разным домам. Уважаемая односельчанами, Нина Симеоновна дожила до глубокой старости и окончила свою жизнь в Подоклинье. Похоронена на местном кладбище.
Священномученик священник Александр Гривский канонизирован Определением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 года. Священник Александр Гривский был расстрелян одним из первых в Псковской епархии, и первым среди Торопецких новомучеников. Он служил Святой Церкви в священном сане 11 лет. Светлая память о нем в народе Божием, несмотря на прошедшие годы, жива и поныне. Село Подоклинье, где священномученик Александр послужил Богу и людям даже до смерти, замечательно еще и тем, что сквозь годы беспримерных гонений, войн и пожарищ сохранило свою главную святыню – древнюю Подоклинскую Богоявленскую церковь и в ней – дивную икону Божией Матери «Отрада и Утешение».
17 мая 2004 года в Троицком кафедральном соборе Пскова за Божественной литургией был совершен особый чин прославления семерых новомучеников, священнослужителей Псковской земли, среди которых прославлен свмч. Александр Гривский – пресвитер Подоклинский (1917–1919 гг.). После Божественной Литургии был совершен крестный ход вокруг собора с иконой святых Новомучеников. На эти торжества приехали архиереи из соседних областей: архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.
Источники:
1. ГАПО, ф. 39, о.1, Д. 1025;
2. ГИАНО, ф.481, о.1, д. 78;
3. Псковские епархиальные ведомости, 1896–1917 гг.
4. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
5. Святые новомученики псковские. Жития святых священномучеников псковской епархии ХХ столетия. Псков, 2004. С. 8–17.
6. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Т.7, с. 142-149.
статья с сайта http://alexandrtrofimov.ru
Просмотров: 1376