Заказать требы, сделать пожертвование - онлайн

Престольный праздник в храме апостола первомученика и архидиакона Стефана Мирожского монастыря

9 января 2015 года, в попразднство Рождества Христова и день памяти святого первомученика и Архидиакона Стефана , Митрополит Псковский и Порховский Евсевий возглавил праздничное богослужение в Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители игумен Николай (Биличенко), протоиерей Владимир Попов, а также братия обители в священном сане. За богослужением пел хор под управлением Ивана Секретарева.

По окончании Божественной Литургии Владыка Митрополит возглавил молебен святому Архидиакону Стефану, в завершение которого вдохновенно прочел молитву святому первомученику. Затем были провозглашены традиционные многолетия.

После молебного пения Псковский Архипастырь обратился ко всем присутствующим с приветственным словом, в котором особо отметил: "Святое Евангелие призывает всех нас помнить, прежде всего, что мы смертны, и каждому дано время совершить свой подвиг, свой труд. Евангелие сегодня напомнило нам о винограднике, в котором трудились рабочие. Но, пользуясь отсутствием хозяина этого виноградника, они забирали плоды и присваивали их себе, ничего не отдавая хозяину. Он послал к ним других, но посланные были убиты. Тогда хозяин посылает своего единственного сына, надеясь, что они постыдятся его. Но виноградари и его убили. И Господь вопрошает: как поступить с такими виноградарями? "Злых зле погубить".

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! И мы делатели в винограднике Христовом, и каждому из нас поручено дело Божие! С усердием ли, с любовью ли мы совершаем свое делание? И приносим ли мы плоды от тех даров, которыми наградил Господь каждого из нас? Об этом должен думать каждый, потому что придет время, когда и мы должны дать ответ перед Богом".

Храм апостола первомученика и архидиакона Стефана Спасо-Преображенского Мирожского монастыря построена в XV веке и перестроена в XVII – XVIII веках. Память Архидиакона Стефана празднуется трижды в году: летом, осенью и зимой.

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет.

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей». Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке. Сам Стефан, носивший греческое имя, скорее всего, также происходил из диаспоры.

Деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры. Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон».

Речь Стефана - самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний - представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля.

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи, чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт». Эпитет «рукотворенный» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством.

По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме», начавшегося с ареста Стефана.

По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея и пророков, Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями».

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Поиск по сайту
Заказать требы, сделать пожертвование - онлайн
Паломнический центр
Иконописная мастерская
Православный календарь