15 августа Святая Церковь отмечает перенесение мощей святого Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана из Иерусалима в Константинополь
В средневековом Пскове находились два монастырских храма в честь Архидиакона Стефана -монастырь Стефана на лугу находился на Завеличье вниз по реке Великой, ниже Иоанновского монастыря.К середине XIX в. от церкви архидиакона Стефана оставались лишь развалины. Память о месте монастыря сохранилось в названии Стефановскоголужка, а Псковские летописи написали: в 1480 г. здесь расположились станом немцы, пришедшие под Псков «в снеках».
Другой храм во имя Архидиакона Стефана находится в Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре Пскова. В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана.
Изображение Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых псковских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны 16 века.
К 1713 году была освещена построенная заново каменная Стефаньевская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу реки Великой.
В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя св. Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана, к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки. В храме потолок и полы переделали, стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля. 21 октября 1884 года храм был освещен епископом Нафанаилом.
Здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный парадной частью к городу.
Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме - от Воздвиженья до Пасхи.
28 мая 1924 года было принято постановление о закрытии Мирожского монастыря и Стефановской церкви.
Возрождение обители началось в 1994 году - двери монастыря открылись не только для туристов и реставраторов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников. После семидесятилетнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь, зазвучала молитва.
15 августа в Мирожской обители престольный праздник.
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан
Память 4 января в Соборе семидесяти апостолов, 2 августа в день перенесения мощей, 15 сентября в день обретения мощей, 27 декабря.Стефан (ок. 4 - ок. 34), апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик (старый стиль)
Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.
После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Двенадцать апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: "Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: "Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой".
Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около 34 года. По выражению мученика III века Астерия, это был "начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие".
Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон |
После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) [1].
Десница святого первомученика и архидиакона Стефана. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Серапионова палата |
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; Ин. 7, 50-52; Ин. 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел |
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским [2]. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.
Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы [3] и плеча [4] первомученика. Части десницы апостола - дар императора Феодосия Младшего - хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику [5]. Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита [6]. Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств [7].
В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст - в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого [8].
Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.
Величание
Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.
Тропарь, глас 4
Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3
Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.
Ин тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.
Кондак, глас 6
Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 1
Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.
[1] Свт. Амвросий Медиоланский видит в обращении Павла действие молитвы св. Стефана. См. его О покаянии две книги, кн. I, гл. 10, http://www.pagez.ru/lsn/0106.php
[2] В энциклопедии Мертенса они названы Евсфон (Eusthonus) Севастийский и Елевфер (Eleutherus) Иерихонский, см. Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land, http://www.christusrex.org/www1/ofm/sbf/escurs/wwc/j.html. На http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm оба епископа названы именем Елевферий.
[3] "Ватопед", Православная энциклопедия, т. 7, с. 307-331, http://www.pravenc.ru/text/149927.html
[4] "Ватопедский, Монастырь, Святая Гора, Афон", сайт сервиса Go-Athos, http://go-athos.com/Монастыри-Скиты-Келии-Святая-Гора-Афон-В...tml
[5] "Кастамонит", Православная энциклопедия, т. 31, с. 585-594, http://www.pravenc.ru/text/1681303.html
[6] "Первомученик и архидиакон Стефан (†ок.34)", официальный сайт Мариупольского Свято-Троицкого храма Лампада, 14 августа 2018, http://lampada.in.ua/2018/08/pervomuchenik-arhidiakon-stefan/
[7] В источнике указан "родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав". См. "Монастырь св. Первомученика Стефана", сайт Православные молитвы, 27 октября 2011, https://www.molitva.gr/2011/10/monastyr-sv-pervomuchenika-stefana/
[8] "Перст первомученика и архидиакона Стефана — среди особо почитаемых святынь Киево-Печерской Лавры", Православная жизнь, 14 декабря 2017, https://pravlife.org/ru/content/perst-pervomuchenika-i-arhid...koy
Просмотров: 1632