Протоиерею Петру Кольцову было 95 лет. Он отошел ко Господу после причастия 17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары.
Последним местом служения отца Петра стал храм Успения Божией Матери в Бутырках г. Пскова - с 1993 года по 2011 год. В 1993 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бутырках передали Псковской Епархии. После долгих лет запустения в храме начались богослужения.
Материал из архивного сайта Псковской Епархии за 2008 год:
Успенский храм в Бутырках построен себежскими и донскими казаками на собственные средства в конце XYII начале XYIII веков. В храме есть придел, освященный во имя святителя Николая Чудотворца. Когда-то храм был богат, и полы в конце XIX столетия в нем настелили мрамором, иконостас был с золочением. Но в советское время храм был разорен.
Батюшка рассказывает: «Взял храм с нуля, здесь ничего не было, и уже шестнадцать лет служу в нем. Мне рассказывали старые прихожане, что раньше был очень красивый храм, фрески на стенах, орнаменты, иконы, все было в позолоте. В 1932 году его закрыли, а когда пришли немцы открыли в 1942 году, и по освобождении Пскова этот храм опять закрыли. Был в нем склад. Мне рассказывал один человек, как он четыре недели на лошади вывозил из храма книги и иконы, и все сжигали. Так что уничтожали церковь не немцы и американцы, а наш русский народ. И до сих пор храм обижают, разбойничают, я здесь иногда просто боюсь держать дверь открытой.
В 80-х годах храм заняли адвентисты. Услышал я об этом и стал ходатайствовать, собрал народ, подписи собирали, адвентисты выехали, но даже двери сняли с петель, оставили храм абсолютно пустой. Нам иконы писали, привозили из Питера и из Москвы, полы мы постелили, покрасили. Служу один, доход у нас очень небольшой, пришлось отказаться от газового отопления - дорого, печи сам топлю. Сами все ремонты делаем, на купол лазил, крышу красил, а мне 79 лет, правда, немножко помогают мои прихожане. Наши прихожане не из Бутырок - приезжают из города, с Завеличья».
Батюшка псковский, но так сложилось, что село Качаново, Палкинского района, где жило семейство Кольцовых после революции, оказалось под Латвией, как сказал отец Петр, так что батюшка сохранил знание латышского языка. Когда Качаново стало снова советским, всю семью репрессировали в 1949 году, Петру шел 21 год, выслали в Красноярский край.
Начинал свою жизнь с церковью отец Петр в Печерском монастыре. Принять священнический сан его благословил отец Иоанн (Крестьянкин). Закончил Семинарию в Загорске (ныне Сергиев Посад), а рукополагал Петра Кольцова 47 лет назад митрополит Иоанн (Разумов). Батюшка вспоминает: «Служил в Матфеевской церкви в Писковичах, храм благоустраивал, ремонтировал. Потом меня вызывал уполномоченный по делам религии, ругали за это, якобы я там чего-то нарушил. А что можно нарушить в храме, где слоем лежал помет? Перевели служить в Димитриевскую церковь. Тогдашний уполномоченный Юдин сказал мне, чтобы староста пришла к нему на консультацию. А какая консультация может быть в Доме Советов? Нас Владыка консультирует, зачем идти в Дом Советов? Безумие было в те времена, начальники наши были в Доме Советов. Вот я и заболел, была частичная парализация, староста храма мной руководила, как тогда было принято, и очень меня обидела. Как-то несколько лет назад встретил на Рижском проспекте дня за три до его смерти Юдина, он меня окликнул, я шел, задумавшись, спросил, как дела? Я ему и ответил: «Вас не стало Николай Александрович, все теперь хорошо». Потом узнал, что он попал под машину перед своим домом.
Я сам здесь всё: и истопник, и уборщик, и за чтеца, иногда служу один, а когда певчих нет, у себя дома отслужу. Один я здесь боюсь, в алтаре не слышно, кто входит, а люди заходят не с добрыми намерениями, но с шести утра и на дню несколько раз прихожу в храм. Начинал служить акафист Божьей Матери, в четверг и в воскресение - никого нет, один служу. Сам читаю, сам пою, потом перестал служить. На Литургии в храме 7-8 человек, иногда и меньше. Но вот клирос у нас молодой, с музыкальным образованием.
У нас в школе был Закон Божий, преподавал священник, которому волость платила пять лат. На них много можно чего купить. Перед уроками молились, после уроков, на обед шли - молились. Почему бы сейчас в каждой организации начинать дело с крестом и молитвой? Почему не завести у нас на Руси в школе Божий Закон? Потому что Руси этой нет. А начальство, которое нами руководит, должно верить в Бога, должны быть верующими людьми, а иначе, как руководить народом без веры?"
После Божественной Литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда прихожане обошли Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма, отец Петр обратился с пастырским словом и сказал: «Богородица - самая глубочайшая молитвенница наша, кто верует в Православную Церковь, Божию Матерь те знают, что Божия Матерь - великое чудо чудес, Она приняла Духом Святым Господа нашего Иисуса Христа, показала людям что есть Христос - не сын человеческий, а Сын Божий. Молитвы к Божией Матери примирительны, Она примиряет человеков, чтобы человек действительно не захотел зла, а приостанавливал себя через святые покаяние и причащение Тела и Крови Господней. Сейчас зло перевесило добро, люди оградились высокими заборами, чтоб к нам не подойти, а Господа все забыли. Не ограждайтесь от Господа, Господь везде найдет: и под водой, и в лесу дремучем, и всем поможет найти себя, если будем призывать Имя святое Его».
Отец Петр, хоть и не молод, но служит с настроением, по храму передвигается легко и быстро. Жизнь на таком приходе трудна, но храм, как и кладбище, содержится в чистоте. Разговорились с певчим церковного хора, который на вопрос информационной службы Псковской епархии: почему в этой церкви поете? Ответил, что живет рядом, но главное, его восхищает трудолюбие и преданность храму отца Петра.
P.S. Находясь на покое, батюшка до последних дней приходил на богослужения в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Из Бутырок, где он жил, шел пешком до монастыря. Много ходил пешком, говорил, что это очень полезно, а вставал он в 4 утра.
Упокой, Господи, душу раба Твоего протоиерея Петра!
Похоронили батюшку на кладбище около храма Успения Пресвятой Богородицы, Палкинского района, Псковской области, на родине отца Петра.
Справка.
Аксенова Гора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Палкинский район Псковская область. Фото 1919 года.
Сейчас место, где находится церковь, называется деревня Аксеново, близ деревни Горбунова Гора. А в далекие годы XIX века около деревни Аксёнова Гора (одна большая деревня) на древнем кладбище издавна существовала часовня.
В ней ежегодно в день Успения Божией Матери причтом Качановской церкви совершались молебны, а на кладбище – панихиды. Часовня была деревянная и ветхая, по предложению священника Михаила Никольского решили построить церковь-школу. В 1901 году все работы были завершены, и 16 сентября 1901 года она была освящена во имя Успения Божией Матери. В конце 30-х годов 20 века, в годы «безбожной» пятилетки, церковь была закрыта, священник выселен из церковного дома, в котором власти устроили роддом, несмотря на протесты местных жителей, отказывающихся рожать детей в доме на кладбище среди могил.
Просмотров: 244