Официальный сайт Псковской митрополии Русской Православной Церкви
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

865 лет от первого упоминания в Новгородской Первой летописи каменного Спасо-Преображенского собора

28.01.2022

В 2021 году исполнилось 865 лет от первого упоминания в Новгородской Первой летописи каменного Спасо-Преображенского собора в междуречье Великой и Мирожки

Цикл статей о Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре Пскова.

I. Кем и когда основан Мирожский мужской монастырь

Есть основание думать, что Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь существовал раньше,чем первое упоминание в 1156 году о Спасо-Преображенском соборе в связи с кончиной Владыки новгородского Нифонта.В научной литературев разное времявысказывались разные мнения по вопросудаты основания Мирожского мужского монастыря.

ЛеонидАлексеевич Творогов – ученый,создатель Древлехранилища Псковского музея, филолог, краевед, археограф, собиратель и хранителя древних рукописей, считал, что Мирожский монастырь за рекой Великой был основан в начале XI века новгородским князем Ярославом Владимировичем и псковским князем Судиславом, а Новгородский владыка Нифонт построил каменный собор на месте древнего деревянного храма. Справедливости ради, уточним, что Ярослав Мудрый бывал в Пскове в этот период и доподлинно известно, а его родной брат Судислав,младший сын Владимира Крестителя, стал в 1014 году князем Пскова. О его правлении известно немногое, и продлилось оно не так уж долго, но по каким-то причинам Ярослав счел его опасным для себя и заточил в 1036 году в темницу на долгие 23 года. После освобождения первый князь псковский ушел в монастырь, где и провел остаток своей жизни. В этот же период Ярослав Мудрый основывает и город Юрьев, нынешний Тарту в Эстонии.Поэтому версия о создании обители еще в XI веке в междуречье Великой и Морожкивполне жизнеспособна.

А.Кившенко. Ярослав Мудрый. Чтение народу "Русской Правды"

Не вызывает сомнений, что Спасо-Преображенский собор и история его строительства связаны с именем свт. Нифонта, который занимал Новгородскую кафедру с 1130-го по 1156-й год, т.к. храм упоминается в летописном панегирике под 1156-м годом среди других объектов строительной деятельности этого пастыря.

Как говорится в его Житии, он «украсил престол Великого Новгорода и многие души привел ко спасению… Об этом знает каждый из нас, – кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом». Далее говорится о том, что строил святитель храмы и за пределами Новгорода: поставил церковь Климента в Ладоге и церковь Спаса-Преображения в псковском Мирожском монастыре.

Но, что важно - основание считать архиепископа Нифонта строителем Спасо-Мирожского монастырявозникло только в середине XVI века, в связи с егоканонизацией и написанием жития псковскимагиографомВасилем (Варлаамом), иполучила широкое распространение в XVII - начале XVIII веков и до нашего времени. Источники более раннего происхождения (до середины XVI века) однозначно считали Нифонта лишь создателем Спасо-Преображенского собора.

Круглова Таисия Викторовна, к. и. н., считает: «Тот факт, что параметры плинфы Спасо-Преображенского собора архаичны, хотя размеры кирпича Климентовской церкви на Ладоге, созданной той же артелью и тем же заказчиком – Владыкой Нифонтом, соответствуют своему времени. Это обстоятельство требует объяснений.Спасо-Преображенский собор в Пскове был построен новгородскими мастерами из чередующихся слоев известняковой плиты и плинфыявно свидетельствует о длительном периоде его постройки. (Плинфа - это плоский и широкий кирпич домонгольского времени, изменения в размерах которого имеют чёткие хронологические привязки)».

"Как известно,- продолжает Таисия Викторовна Круглова, - между подготовительными мероприятиями (заготовка плинфы и камня, разбивка стройплощадки на местности, закладка фундамента) и завершением строительных работ иногда проходил длительный отрезок времени, в ходе которого менялись непосредственные заказчики объектов. За примером не надо далеко ходить: церковь Успения на Торгу в Новгороде была заложена по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1135-м году, а завершена только в 1144-м, когда его уже не было в живых, а новгородский стол занимал его родной брат Святополк. Подобная задержка была вызвана определенными обстоятельствами...Изменения архитектурного замысла и архаичный размер плинфы Спасо-Преображенского собора в Пскове свидетельствуют в пользу того, что между начальным и завершающим этапами работ прошел определённый отрезок времени, в рамках которого мог поменяться заказчик. ...Если исходить из реальных размеров плинфы, то начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы ХII века. В это время владычную кафедру в Новгороде занимал Иоанн Попьян, непосредственный предшественник Нифонта...».

Все сведения письменных источников и материалы архитектурно-археологических исследований позволяют с полной долей уверенности приписывать новгородскому архиепископу Нифонту только окончательное возведение Спасо-Преображенского собора и заказ на его роспись, но не инициативу и начальные работы. Он же,Владыко Нифонт, обеспечил обительбольшими земельными наделами.






Просмотров: 91