Заказать требы, сделать пожертвование - онлайн

27 августа завершается Успенский пост

27 августа 2009 года, накануне двунадесятого, наиболее почитаемого церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы, заканчивается двухнедельный строгий Успенский пост и совершается предпразднство Успения. В этот день митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит торжественное Всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Основные же торжества состоятся на следующий день, 28 августа, в само Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Божественную литургию по этому случаю Владыка совершит в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. По окончании службы состоится большой крестный ход с чудотворной иконой Успения Божией Матери вокруг монастыря.

Как рассказал насельник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря монах Афанасий, название праздника Успение происходит от слова "уснуть". Это указывает на то, что Дева Мария после своей видимой телесной кончины не умерла, а уснула. В народе праздник Успения называют также Пасхой Богородичной.

Об Успении Божией Матери говорится, что Она, по Своему обыкновению, удалилась на Елеонскую гору и там во время молитвы увидела перед Собой Архангела Гавриила, который Ей возвестил о скором Ее преставлении. Возвратившись домой, Она пересказала святому Иоанну Богослову всё, что видела и слышала, и стала готовиться к Своей кончине. Вокруг Божией Матери были собраны все апостолы, которые чудесным образом в одно и то же время, были принесены на облаках с разных концов мира к дому Богоматери. Они все очень изумились, увидя друг друга, и только когда Иоанн Богослов возвестил им о близкой кончине Божией Матери, они поняли, для чего Господь собрал их. Апостолы опечалились, но Она утешала их: "Не плачьте, и не омрачайте Моей радости вашим горем. Я иду к Сыну Моему и Богу вашему, а вы, похоронив Мое тело, возвратитесь каждый к своему делу". Во время этих слов комната, где находилась Богородица, озарилась необыкновенным светом Божественной славы, а потолок стал прозрачным. И тут в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окружённый Ангелами и святыми угодниками. Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Иудейские первосвященники послали своих слуг, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Во время погребения многие люди, страдавшие различными болезнями, прикасались к одру Богоматери и сразу получали исцеление. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, все остановились и начали прощаться с телом Богоматери. Уже наступил поздний вечер, когда апостолы смогли положить тело Богоматери в пещере-усыпальнице, закрыв вход в нее большим камнем. В числе собравшихся апостолов не оказалось одного из них, а именно апостола Фомы. Явившись на три дня позже в Иерусалим, он отправился в Гефсиманию, чтобы хотя бы с запозданием попрощаться с телом Пречистой. Апостолы, пришедшие с ним к пещере, сжалились над ним и отвалили камень от входа, чтобы апостол Фома мог поклониться святым останкам. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие дивное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они решили, что, наверно, Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили "тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: "Радуйтеся, яко с вами Я во вся дни". Тело Божией Матери было взято на небо. На Руси издревле особо чтили Божию Матерь, Ее святые иконы и праздник "честнаго и славнаго Ея Успения".

Примечательно, что первая княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после крещения Руси, – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Богородичные Успенские соборы в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, во Владимире и в Московском Кремле, свыше двадцати храмов в честь Успения в одной только российской столице и - не счесть - по всем городам и весям Русским!

В Преображенском соборе Мирожского монастыря есть дивной красоты фреска, посвященная празднику Успения. Неспроста Русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы, с верой и надеждой молятся Божией Матери, прося Ее небесного заступничества и покрова. 27 августа в 17.00 в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре начнётся вечернее праздничное Богослужение, а 28 августа с 8.00 будет служиться праздничная литургия.
Поиск по сайту
Заказать требы, сделать пожертвование - онлайн
Паломнический центр
Иконописная мастерская
Православный календарь